Про социальные страхи
Когда речь заходит о человеческом организме, важно понимать, что он работает в первую очередь как механизм, как комплекс взаимодействий и как саморегулирующаяся система. То есть это всегда предсказуемая система со своими правилами: если возникает что-то одно, это приводит обязательно к другому.

Любой организм — это система. И этой системе надо находиться в мире: добывать себе энергию, развиваться, выживать и избегать повреждений. Таким образом, у нас появляются два понятия: польза и вред. Польза, как правило, даёт приятные ощущения, вред — болезненные.
Конечно, отступая от темы, нужно сказать, что не всё то, что приятно — полезно. Равно как и наоборот: не всё, что болезненно — вредно. Это уже осложневшее человеческое сознание начало оправдывать свою лень и потакать своим слабостям.

На деле мимолётное удовольствие способно перерастать в хроническою болезненную проблему. И, конечно же, сиюминутный дискомфорт развивает наш организм. Но это, отвлекаясь от темы. Это побочный эффект от природной ленивости мозга. И стремление туда, где ему [мозгу] можно получать наименьшее сопротивление. Отсюда берут своё начало всякого рода зависимости: там, где мозг получает удовольствие — там он начинает планировать свою деятельность.

То есть когда мы лишаемся какой-то части себя (органа, части тела, кусочка кожи), нам организм сигнализирует о том, что в этой части тела произошло нарушение, произошла какая-то потеря. Поэтому мы чувствуем боль. Но мы так сильно ассоциировали боль с чем-то ужасным, что даже маленький порезик в некоторых случаях может вызвать настоящую панику. Побочный эффект развития — стерильные условия, где человеку уже сложно учиться превозмогать. Я не говорю о том, что порезы должны приносить удовольствие. Я говорю, что гиперстерильность делает человека избалованным и капризным.

И страх нам нужен как раз таки для того, чтобы избегать тех ситуаций, где может произойти повреждение организма. Ведь легче обойти опасность, чем потом тратить время и ресурсы на восстановление. Мы не прыгаем с высоты, не выходим на проезжую часть, не идём в тёмный переулок из-за страха. Потому что это всё представляет угрозу для нашей целостности.
Для нашего организма, для нашего подсознания смерть — это самая нежелательная точка. И мозг всячески старается избежать смерти. Из инстинкта выживания и рождается стремление избежать этой самой точки. И появляется страх: сюда идти нельзя — здесь угроза для целостности. Это если мы рассматриваем биологическое назначение страха. То, для чего он нужен в принципе.

Но мы животные социальные. Мы давным-давно усложнили себе жизнь, придумав правила поведения и морали, которые меняются из поколения в поколение и от народа к народу. И если процессами в моём теле руководит только мой мозг без постороннего вмешательства, то в обществе меня контролируют окружающие. Мной управляет общество, как хоть и отдельно стоящим человеком, но всё же одной из частей общества. Общество — тоже саморегулирующаяся система, и я часть этой системы.

И общество стремится регулировать каждого своего члена, прививая правила поведения, моральные устои и социальные страхи. Если мой обычный страх — это способ сохранения организма, то мой социальный страх — это способ сохранения общества. Я должен бояться того, что для общества будет губительно.

Социальный страх как явление, страх перед обществом берёт своё начало в первобытных племенах, когда выживание социума (выживание племени) зависело от безопасности перед другими племенами и от наличия еды. Племя хочет есть, охотники идут за мамонтом. Не убили мамонта — твоё племя голодает. Чем дольше голодает твоё племя, тем меньше у него шансов на выживание. Через такую личную ответственность за сохранность соплеменников появился страх перед обществом.

В как таковом явлении нет ничего плохого. Чем крепче общество, чем лучше оно себя защищает, чем лучше обеспечивает — тем лучше оно развивается. Общество становится устойчивее и сильнее. Знания накапливаются, люди умнеют, растёт научно-технический прогресс. Посмотреть на блага цивилизации сейчас: хорошие продукты, доступная вода, хорошая медицина. Прямое улучшение качества жизни. И всё это через личную ответственность перед своими соплеменниками.

Однако, человек — существо, которое кидается из крайности в крайность. В нашей природе в любом вопросе доходить до абсурда — мы так нащупываем границы комфортного и дозволенного. Когда возникает какая-то идея, мы не можем эту идею просто воплотить в жизнь и остановиться. Эта идея в любом случае будет развиваться и модернизироваться. Идея будет совершенствоваться и распространяться на разные аспекты жизни. Посмотреть, как раньше производили бумагу и какой она была: тёмной, шершавой, ломкой. И какой она стала сейчас: белоснежной, лёгкой, мягкой.

Или как, допустим, с одеждой. Мы не можем бегать голыми, потому что замёрзнем и будем отвлекать друг друга. Мы не можем спрятаться в холщовый мешок: нам, как минимум потребуется отверстие для рук, ног и глаз, иначе мы не сможем функционировать. Мы не можем пуститься в эту крайность, мы не можем пуститься в ту крайность. Таким образом, человек ищет то проявление идеи, в котором ему комфортно существовать. Он сначала возводит в абсурд в одну сторону, потом в другую.

Также и со страхом. Но так выходит иногда, что страх занимает очень много места в голове человека. И становится не предупреждающим сигналом, а навязчивой идеей.
Иногда это происходит из-за ленивых и непонимающих родителей. Случаи, когда маленькому ребёнку угрожают, что, если он не перестанет плакать, его заберёт злой дядя полицейский. Появляется страх отчуждения и страх быть брошенным. И для родителя сказанное мало значит и используется для облегчения жизни себе. А для ребёнка это катастрофа: самый любимый человек готов от меня избавится. И теперь этим страхом отчуждения человеком можно будет манипулировать всю жизнь.

Иногда происходит из-за травмирующих внешних обстоятельств, которые нельзя контролировать. Неадекватные прохожие, которые орут на чужих детей при любом удобном случае.

Иногда ребёнок сам делает неправильные выводы из какой-либо ситуации. Это происходит, когда некому объяснить, что происходи в реальности, чтобы ребёнок смог это интерпретировать без вреда для себя.

И беда в том, что мы хоть и эволюционировали, но общество до сих пор не научилось определять полезные методики воспитания от вредоносных. Очень часто человек насаждает окружающим чувство стыда и вины за вполне безобидные действия. Тот, кто хочет самоутвердиться за чужой счёт, может насаждать деструктивные чувства окружающим, выставляя их виноватыми. Даже самые милые и безобидные на первый взгляд бабушки у подъезда могут бездумно транслировать на окружающих свою неудовлетворённость жизнью. В их глазах они — стражи морального порядка и чистоты общества. На деле — деструктивные элементы.

Наше общество до сих пор не научилось поддерживать друг друга в своих начинаниях. Мы предпочитаем воспринимать всё новое в штыки, а несоответствующее нашим предпочтениям клеймить недопустимым.

И маленькие дети, находясь в такой экосистеме, начинают бояться своей индивидуальности и начинают скрывать свои истинные стремления. Когда ты живёшь по правилам других, твоя личная жизнь не приносит тебе удовольствие. А отсюда уже и эмоциональное выгорание, и депрессия, и другие деморализующие чувства. Страх полезен, но когда он защищает. Сейчас очень много страха, который просто не даёт проявляться и жить полноценной жизнью.
Хорошая новость в том, что это поправимо. Мой метод — гипнотерапия. Быстро и качественно.

Made on
Tilda