Как одна сцена в третьем классе сформировала взрослый блок
Часто психологические блоки отчётливо ощущаются в теле. Так, например, Руслан обратился ко мне с, казалось бы, обычным запросом — страх публичных выступлений. Но описывал он свою проблему так ярко, что сразу стало понятно: он физически её переживает.
Руслан был убеждён, что для успеха в жизни важно не только уметь коммуницировать, но и уметь “продавать” себя — доносить свои идеи, рассказывать о достижениях и быть уверенным на публике.
Но была одна «незадача»: стоило ему начать говорить хотя бы перед пятью людьми, как тело переставало слушаться. Его буквально парализовало: хотелось съёжиться, провалиться сквозь землю, гортань сжимало ледяным спазмом, а челюсть немела и отказывалась двигаться.
Как несложно догадаться, корень проблемы оказался в детстве. Когда Руслан учился в третьем классе, их класс готовил небольшой спектакль для родителей. Руководила постановкой школьная учительница — женщина, которой, видимо, было тяжело на душе. То ли она была неудовлетворена своей жизнью, то ли стремилась выжать из детей невообразимый идеал, то ли самоутверждалась за их счёт — но она постоянно саркастично высмеивала учеников.
Руслан был впечатлительным ребёнком, и эти замечания он воспринимал очень близко. Его психика вынесла простой, но глубокий вывод: “Проявляться — опасно”. Опасно настолько, что лучше заморозить тело, чтобы избежать боли от чужой оценки. Эта внутренняя связка — между самовыражением и опасностью — жила в нём многие годы.
Решился этот конфликт удивительно быстро. Потребовалось несколько встреч, чтобы снять блок, и теперь Руслан выступает раскованно, с расправленными плечами и уверенным взглядом. Он спокойно проводит презентации, продвигает себя в своей профессии — и его карьера пошла в гору сразу после того, как ушёл этот внутренний ограничитель.