Оцениваем себя правильно
И так. Что такое самооценка в принципе? «Само» и «оценка» - оценивание себя самим собой.
Разумеется, есть здоровая самооценка, есть нездоровая.

Здоровая самооценка — это когда есть чёткое понимание, где я хорош, а где я недотягиваю и мне надо поднатореть. Либо где мне что-то нужно убрать из своих действий, которые мне не приносят результат. То есть я без прикрас и без преуменьшения своих заслуг оцениваю себя. У меня есть возможность объективно посмотреть на себя со стороны и увидеть реальную картину своих действий.

Нездоровая самооценка может быть и низкая, и непомерно большая. И если это преувеличение своих заслуг, стоит различать нарциссическое расстройство и желание прихвастнуть.

Хвастовство может быть и при здоровой самооценке. То есть я сначала себя правильно оцениваю (и понимаю, где я не дотягиваю до идеала), а уже на основе этого говорю другим ложную информацию для похвалы. Либо ложь ради лжи.

А вот нарциссическое расстройство личности предполагает видение в каждом своём действии грандиозности. То есть я искренне убеждён, что я гениален, исключителен и лучше всех остальных во всём.

Впрочем, у хвастуна и нарцисса есть одно общее — стремление обратить на себя внимание.
И низкая, и завышенная самооценки поддаются коррекции. Однако нарциссизм на практике корректируется намного реже. Всё оттого, что нарциссов всё устраивает. В их видении мира они — лучшие, и у них нет никаких проблем со взаимодействием. А вот у других людей очень много проблем, и они не желают понимать всю гениальность нарцисса. Чтобы нарцисс обратился к специалисту для исцеления своей личности, должен произойти какой-то сильный внешний стресс, чтобы нарциссу пришлось пересматривать свою модель поведения.

Конечно же, чаще обращаются за помощью в нормализации самооценки люди, которые всё время чувствую себя недостойными и принижают свои заслуги. И тут могут быть два образа проявления заниженной самооценки: страх и привычка.

Страх перед другими воспитывается установкой «другие важнее моих интересов». Это страх перед обществом. Надо сидеть и не чирикать. На глубинном эволюционно-биологическом уровне этот страх можно описать как «мои стремления могут привести к гибели соплеменников», поэтому мне надо тихонечко довольствоваться тем, что есть, и не рассчитывать на большее.

Привычка выражается в автоматическом занижении своих результатов. То есть я могу видеть свои достижения такими, какие они есть на самом деле. Но я привык концентрироваться на том, чего я не достиг. И если я не достиг идеала, значит то, что у меня есть, не стоит внимания и похвалы. Подобную привычку нам всем прививают со школы. Нас учат всегда смотреть на свои ошибки. И чем больше ошибок, тем меньше твоя оценка. Ещё и красной ручкой помечают ошибки, чтоб совсем страшно было их совершать.

В реальной жизни так не работает. В реальной жизни неважно сколько раз ты ошибся. В реальной жизни важно одно: пришёл ты к результату или нет. Ошибки — это способ обучения, и далеко не все ошибки должны быть страшны в восприятии. Но нас учат тому, что ошибки допускать нельзя, как будто нам всем предстоит работать на атомной электростанции. Школьников отчитывают сначала в школе за допущенные ошибки, а потом их ругают дома. Появляется хронический страх ошибок. А самый простой способ не совершать ошибки — это ничего не делать. Без действия же нет результата.

В свою очередь, люди, которые добиваются результата, совершают невероятное количество ошибок. Но мы видим только их успех. Чужой успех накладывается на личный опыт «ошибки — это плохо» и подсознание справедливо делает вывод, что этот человек безупречен, а я ни на что не годен. Возникает порочный круг: с первого раза делать идеально не получилось — я перестаю пытаться — получается ещё меньше.

Мне очень импонирует техника зелёной ручки. Смысл в том, что внимание ребёнка изначально направляют на те моменты, где он хорош. Давая ему возможность таким образом научится наслаждаться результатами. А потом уже показывают на недочёты с посылом «а вот здесь надо было сделать так, и получилось бы ещё лучше». То есть маленькую личность формируют на стремлении к улучшению результата, а не на стремлении избегать ошибок.

Привычка — это выученный путь действий, определённый маршрут передачи импульса по нейронам. Если привычка сформировалась недавно, этот путь можно изменить методичной работой. Элементарно: составить список вопросов для выявления положительных сторон моего результата. И оценивать свои действия не на основании привычного «я это не смог, я это не сделал», а на основании нового взгляда «что я получил, где я молодец». Но привычка занижать свои достоинства сопровождает человека долгие годы, а то и десятилетия. И становится уже частью личности, приобретает статус рефлекса. Рефлекс методичной работой заменить уже сложно, даже практически невозможно.

Низкая самооценка сама по себе носит комбинированный характер. Это и привычка-рефлекс, и страх ошибок, и страх перед обществом. А любой страх — это базовое чувство и инстинкт самосохранения. Незначительную привычку можно заменить одну на другую. То, что уже прочно стало частью личности, поменять уже не так просто.

Личность состоит из убеждений. Хочется изменить свои привычки и стать лучшей версией себя, тогда придётся работать со своими убеждениями. Пересматривать их, заново оценивать, избавляться, исправлять, добавлять новые. Только из наших убеждений формируется та жизнь, которой мы живём.

Made on
Tilda