Оцениваем себя правильно
И так. Что такое самооценка в принципе? «Само» и «оценка» - оценивание себя самим собой.
Разумеется, есть здоровая самооценка, есть нездоровая.

Здоровая самооценка — это когда есть чёткое понимание, где я хорош, а где я недотягиваю и мне надо поднатореть. Либо где мне что-то нужно убрать из своих действий, которые мне не приносят результат. То есть я без прикрас и без преуменьшения своих заслуг оцениваю себя. У меня есть возможность объективно посмотреть на себя со стороны и увидеть реальную картину своих действий.

Нездоровая самооценка может быть и низкая, и непомерно большая. И если это преувеличение своих заслуг, стоит различать нарциссическое расстройство и желание прихвастнуть.

Хвастовство может быть и при здоровой самооценке. То есть я сначала себя правильно оцениваю (и понимаю, где я не дотягиваю до идеала), а уже на основе этого говорю другим ложную информацию для похвалы. Либо ложь ради лжи.

А вот нарциссическое расстройство личности предполагает видение в каждом своём действии грандиозности. То есть я искренне убеждён, что я гениален, исключителен и лучше всех остальных во всём.

Впрочем, у хвастуна и нарцисса есть одно общее — стремление обратить на себя внимание.
И низкая, и завышенная самооценки поддаются коррекции. Однако нарциссизм на практике корректируется намного реже. Всё оттого, что нарциссов всё устраивает. В их видении мира они — лучшие, и у них нет никаких проблем со взаимодействием. А вот у других людей очень много проблем, и они не желают понимать всю гениальность нарцисса. Чтобы нарцисс обратился к специалисту для исцеления своей личности, должен произойти какой-то сильный внешний стресс, чтобы нарциссу пришлось пересматривать свою модель поведения.

Конечно же, чаще обращаются за помощью в нормализации самооценки люди, которые всё время чувствую себя недостойными и принижают свои заслуги. И тут могут быть два образа проявления заниженной самооценки: страх и привычка.

Страх перед другими воспитывается установкой «другие важнее моих интересов». Это страх перед обществом. Надо сидеть и не чирикать. На глубинном эволюционно-биологическом уровне этот страх можно описать как «мои стремления могут привести к гибели соплеменников», поэтому мне надо тихонечко довольствоваться тем, что есть, и не рассчитывать на большее.

Привычка выражается в автоматическом занижении своих результатов. То есть я могу видеть свои достижения такими, какие они есть на самом деле. Но я привык концентрироваться на том, чего я не достиг. И если я не достиг идеала, значит то, что у меня есть, не стоит внимания и похвалы. Подобную привычку нам всем прививают со школы. Нас учат всегда смотреть на свои ошибки. И чем больше ошибок, тем меньше твоя оценка. Ещё и красной ручкой помечают ошибки, чтоб совсем страшно было их совершать.

В реальной жизни так не работает. В реальной жизни неважно сколько раз ты ошибся. В реальной жизни важно одно: пришёл ты к результату или нет. Ошибки — это способ обучения, и далеко не все ошибки должны быть страшны в восприятии. Но нас учат тому, что ошибки допускать нельзя, как будто нам всем предстоит работать на атомной электростанции. Школьников отчитывают сначала в школе за допущенные ошибки, а потом их ругают дома. Появляется хронический страх ошибок. А самый простой способ не совершать ошибки — это ничего не делать. Без действия же нет результата.

В свою очередь, люди, которые добиваются результата, совершают невероятное количество ошибок. Но мы видим только их успех. Чужой успех накладывается на личный опыт «ошибки — это плохо» и подсознание справедливо делает вывод, что этот человек безупречен, а я ни на что не годен. Возникает порочный круг: с первого раза делать идеально не получилось — я перестаю пытаться — получается ещё меньше.

Мне очень импонирует техника зелёной ручки. Смысл в том, что внимание ребёнка изначально направляют на те моменты, где он хорош. Давая ему возможность таким образом научится наслаждаться результатами. А потом уже показывают на недочёты с посылом «а вот здесь надо было сделать так, и получилось бы ещё лучше». То есть маленькую личность формируют на стремлении к улучшению результата, а не на стремлении избегать ошибок.

Привычка — это выученный путь действий, определённый маршрут передачи импульса по нейронам. Если привычка сформировалась недавно, этот путь можно изменить методичной работой. Элементарно: составить список вопросов для выявления положительных сторон моего результата. И оценивать свои действия не на основании привычного «я это не смог, я это не сделал», а на основании нового взгляда «что я получил, где я молодец». Но привычка занижать свои достоинства сопровождает человека долгие годы, а то и десятилетия. И становится уже частью личности, приобретает статус рефлекса. Рефлекс методичной работой заменить уже сложно, даже практически невозможно.

Низкая самооценка сама по себе носит комбинированный характер. Это и привычка-рефлекс, и страх ошибок, и страх перед обществом. А любой страх — это базовое чувство и инстинкт самосохранения. Незначительную привычку можно заменить одну на другую. То, что уже прочно стало частью личности, поменять уже не так просто.

Личность состоит из убеждений. И единственный способ, который известен лично мне, для быстрого изменения любых убеждений, — гипноз. Именно поэтому я им занимаюсь и продвигаю в мир. Именно поэтому я его нахваливаю. Потому что это экологичный и эффективный способ усовершенствовать свою личность и сделать свою жизнь лучше.

Made on
Tilda