Есть два типа извинения:
- первый подразумевает, что ты нуждаешься в прощении (то есть чтобы ущемлённая сторона не испытывала к тебе неприязни);
- второй — чтобы ты не испытывал(а) от чувства вины.
В одном случае ты улучшаешь самочувствие других, во втором случае — облегчаешь душу себе.
Первый вариант о выгоде. Проявление меркантильных потугов человека в физике. Из-за страха преимущественно. Ведь последствиями начинают нас запугивать с раннего возраста. И именно в детстве мы вымаливаем прощения, чтобы ситуация не получила огласки и взрослые не наругали.
Бывает извиняемся, потому что хотим замять происшествие (которое случилось по нашей вине), чтобы с нами общались как и прежде, и уж чего более не мстили впоследствии. То есть боимся гнева стаи. Древние социальные инстинкты. Изгнанный из общества долго не живёт. Вот и сейчас мы подсознательно боимся остаться одни. Ничего не поделаешь — приходится прятать свою гордость и идти с повинной.
Притом часто нас могут вынуждать извиняться. Другие требуют твоего раскаяния, в то время, пока внутри нет ни капли чувства сожаления о случившимся.
В ситуациях разного рода тебе может потребоваться пускай и формальное, но прощение других. В любом случае... Признание своей неправоты — это хороший показатель, что мы готовы к дальнейшему сотрудничеству. Такое извинение всегда показывает, что мы не гордецы и готовы идти на уступки. Однако... Это же может свидетельствовать о слабости наших убеждений и принципов. Если я во что-то искренне верю, если я несу эту правду по жизни, разве может меня напугать изгнание, если правда останется за мной. Начну ли я жить во лжи, чтобы сохранить иллюзию спокойствия?
Да, наши принципы не всегда полезны, и моральные ценности порой требуют пересмотра. Но тут вопрос больше о том, чтобы осознать первопричину: взрослое желание сотрудничества или подленькое чувство страха. Акценты расставлены именно так.
Второй вариант предполагает муки совести. Когда мы целиком и полностью признаём свою вину и готовы предложить что угодно (самое главное — время) пострадавшей стороне во имя искупления. Конечно, здесь тоже выгода (своя личная), но уже другого характера. Духовная выгода (как бы мерзко это ни прозвучало). Здесь мы стремимся вернуть именно своё душевное равновесие, уладить свои муки совести, сбросить свой груз вины. Ведь совести доступны те ещё инквизиторские пытки. Она способна мучить нас отсутствием аппетита или даже сна. Под гнётом вины человек сам себе палач и страшнее воздаяния не найти. И в этом случае жизненно необходимо прощение. Искреннее. И в этом случае за формальностью читается недосказанность и незавершённость. Надо, чтобы в глазах читалась молчаливое принятие. Принятие нас и наших грехов. Мы жаждем воссоединения с миром. Мы готовы пойти на что угодно, чтобы внутренний мучитель сжалился и оставил нас в покое.
Умение признавать свои ошибки — это одно. Но сознаваться в своих промахах добровольно можно научиться только через совесть, которая тебя сношает анально.